|
Первый проект Александро-Невского проспекта |
|
Рядом со стенами монастыря быстро возникло целое поселение: слободы с деревянными домами для работников и слуг, сад и огород, многочисленные хозяйственные строения - кузница, столярная, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница, погреба, торговые лавки.
Так на левом берегу Невы, по обе стороны от ее излучины, уже в первые годы существования Петербурга появились два крупных и важных по значению сооружения - Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь. Оба они нуждались в удобной связи с дорогами, которые вели в глубь страны. Основной из них была старая Новгородская дорога, проходившая примерно по трассе нынешнего Литовского проспекта. В обе стороны от нее простирался тогда дремучий заболоченный лес, где в изобилии водились тетерева и рябчики, встречались медведи и рыси, зимой собирались в стаи волки. Сквозь эту лесную чащу и стали прокладывать к Новгородской дороге с двух сторон, от Адмиралтейства и от Невского монастыря, просеку - будущий Невский проспект.
Нелегкая работа велась в течение нескольких лет: валили лес, корчевали пни, рыли канавы для осушения болота, укладывали фашины - связанные пучки хвороста, засыпая их песком.
Документы, сохранившиеся в архивах Александро-Невской лавры, свидетельствуют, что к устройству трассы от монастыря до Новгородской дороги приступили в 1712 году, а к 1718 году она была уже «проложена и управлена». К сожалению, невозможно столь же точно датировать строительство трассы от Адмиралтейства к Новгородской дороге. Первый историк Петербурга А. И. Богданов пишет: «Перспективая и главная на Адмиралтейской стороне начинается от самого Адмиралтейства и продолжается до Александро-Невского монастыря, сделана сия перспектива в 1713 году». Однако эта дата пока не имеет документального подтверждения. Можно лишь утверждать, что будущая главная магистраль Петербурга возникла уже во втором десятилетии его существования. |
|
|
|