|
На первый взгляд может показаться странным, что Земцов, уделявший столь большое внимание застройке Невской перспективы, повернул главный фасад Аничкова дворца в сторону Фонтанки, а не «самой знатной и большой проезжей улицы». Не забудем, однако, что в ту пору дворец стоял при въезде в город, у его границы - реки Фонтанки, берега которой еще с петровского времени застраивались по «образцовым» проектам такого типа: в глубине участка - дворец, перед ним - пруд, позади - регулярный сад. Земцов последовал этой традиционной схеме и, расположив дворец так, как было принято, достойно оформил въезд в город со стороны Аничкова моста: уже издали привлекало внимание это высокое величественное сооружение, живописное по силуэту. Впрочем, и со стороны Невской перспективы дворец выглядел очень представительным: сравнительно невысокая ограда не мешала видеть его внушительный по размерам, нарядный, с богатой лепной орнаментацией боковой фасад и сверкающие купола.
Очень важную роль в облике Невской перспективы играл и построенный вслед за Аничковым дворец Строгановых: он эффектно оформил своими фасадами ответственный участок в начале перспективы, на ее пересечении с набережной Мойки.
В 1740-х годах на этом месте стоял двухэтажный дом баронов Строгановых. Своими размерами и обликом он не отличался от рядом расположенных обывательских домов, построенных по «образцовым» чертежам. В 1752 году он сгорел, и Строгановы, крупные феодалы, купцы и предприниматели, состоявшие в родстве с императрицей, решили построить на его месте дворец, который затмил бы роскошью окружающие постройки. Строительство поручили Ф.Б. Растрелли - крупнейшему мастеру русского барокко. |
|
|
|