|
С присущим ему размахом и богатством фантазии Растрелли задумал великолепное здание, не уступавшее по пышности столичным дворцам. Его должны были украсить обильная лепка, скульптура, вазы, а в центре предполагалось возвести нарядную трехъярусную башню с огромными часами, завершенную куполом со статуей бога торговли Меркурия. Конечно, сооружение такого «торгового дворца» обошлось бы недешево, и расчетливые купцы, не желая раскошеливаться, всячески тормозили начало работ, пока наконец в 1761 году проект Растрелли не был заменен другим, требовавшим меньших затрат. Его разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, один из ярких представителей раннего классицизма. Он сохранил рациональную основу проекта Растрелли: планировку, общую композицию здания - замкнутого четырехугольника, по периметру которого длиной больше километра расположена двухъярусная аркада торговых рядов. Однако оформил Гостиный двор Деламот проще, скромнее: почти никаких украшений - только мерный ритм арок и пилястр по всей длине фасадов. Лишь в центре аркады со стороны Невской перспективы - четырехколонный портик, завершенный аттиком, на котором можно прочесть даты начала и окончания работ: 1761-1785. Портики подчеркивают также входы в Гостиный двор с углов.
Огромное здание, вытянувшееся вдоль Невского проспекта на 230 метров, выглядит строго и монументально. Поставленное с отступом от красной линии улицы, оно хорошо обозревается издали, несмотря на свою протяженность. |
|
|
|