|
Торговали тогда в Гостином дворе по старинке: рано вставали, отпирали лавки, долго пили чай с калачами, потом начинали торг. Дюжие молодцы-зазывалы наперебой расхваливали товары своих хозяев и, бывало, чуть ли не силком затаскивали покупателей в лавку. Делом купца было показать «товар лицом», эффектно развернув его, «заломить» цену, заговорить, «улестить», сбить с толку покупателя и, наконец, сбыть ему вещь втридорога. Искусством торговать по принципу «не обманешь не продашь» гостинодворцы владели в совершенстве. Не один из них мог послужить прототипом купца Ферапонта Сквалыгина пройдохи и мошенника, о проделках которого рассказывалось в комической опере «Санкт-Петербургский Гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича. Поставленная в ноябре 1783 года, она имела громадный успех у петербуржцев. Однако столичных франтов и щеголих привлекали в Гостином дворе не только модные лавки. Его крытые галереи сразу стали местом «приятных прогулок» и развлечений праздной публики. Одни не спеша прохаживались по галереям, оглядывая витрины и друг друга, другие садились на скамьи с нарисованными на них «шашельницами», и начиналась очень популярная в ту пору игра в шашки. Вокруг скамей собирались зрители, которые бурно реагировали на все удачи и промахи игроков.
С развитием торговли купечество играло все большую роль в экономической жизни Петербурга. Некоторые разбогатевшие купцы построили собственные дома на Невской перспективе, а один из них, по фамилии Шемякин, даже купил Аничков дворец и стал на время его владельцем. |
|
|
|