|
Протяженные корпуса Адмиралтейства |
|
В ту пору в здании Адмиралтейства наряду с учреждениями Морского ведомства по-прежнему (до 1844 года) размещалась судостроительная верфь. Назначенному на должность «Главных Адмиралтейств архитектора» А. Д. Захарову предстояло решить весьма необычную и сложную задачу: здание, которое продолжало оставаться промышленным предприятием, должно было стать достойным центром обширного архитектурного ансамбля.
На первый взгляд может показаться, что Захаров не создал принципиально нового сооружения: ведь здание возводилось на территории, определенной еще в петровское время; и планировка его в виде раскрытой к Неве буквы «п», и мотив башни со шпилем в центре главного корпуса все это было и раньше. Но именно Захаров сумел сделать Адмиралтейство той грандиозной и величественной доминантой, которая так нужна была центру Петербурга.
Перестроенные по проекту Захарова протяженные корпуса Адмиралтейства (длина главного из них 415 метров) стали не только выше на один этаж, но и гораздо выразительнее. Их оживил ряд белоколонных портиков, расположенных в определенном ритме и четко выступающих на фоне гладких светло-желтых стен, - и фасады уже не стали казаться уныло- однообразными, как прежде. Трехъярусная башня, над которой Захаров сохранил коробовский шпиль, приобрела новый силуэт и сделалась более торжественной. Великолепная скульптура, выполненная И. И. Теребеневым, Ф. Ф. Щедриным и другими русскими ваятелями, обогатила пластику фасада и придала ему большую идейную выразительность. В обрамляющих центральную арку группах «Нимфы, несущие земную сферу» и барельефе «Заведение флота в России», в завершающих ярусы башни статуях героев и полководцев древности, аллегориях ветров и стихий, в стремительном взлете шпиля, увенчанного золоченым корабликом, звучит мысль о морских победах России, о славе города, стоящего при море. |
|
|
|