|
Что касается рядовой застройки периода классицизма, то о ней сегодня дают представление дома № 18 (предположительно арх. В. Стасов), № 20 и 30 (арх. П. Жако), № 13 (предположительно арх. В. Береттн). Они отличаются хорошими пропорциями, сдержанным декором, светлой окраской фасадов.
Классическая гармония и законченность проспекта 1830-х годов предстают перед нами в знаменитой «Панораме», талантливо исполненной художником В. С. Садовниковым. Шеренги домов со светлыми строгими фасадами, едиными по масштабу и цветовому решению, придают Невскому тот характерный для Петербурга вид, который Пушкин очень точно определил двумя словами: «строгий, стройный». Эти рядовые дома служат удачным фоном для отдельных уникальных сооружений, которые стоят в глубине участков, в разрывах застройки или замыкают перспективы магистралей, пересекающих проспект. Все это создает особую присущую Невскому живописность.
Праздничность проспекту придавала и зелень. С 1800 года по центру его проходил бульвар, а в 1819 году деревья рассадили по обочинам (сняты они были по приказу Николая I в 1841 году). На смену «каменной мозаике» XVIII века в 1832 году пришла новая мостовая, вымощенная торцами шестигранными деревянными шашками. Это изобретение инженера В. П. Гурьева, впервые примененное здесь, затем получило распространение во многих городах Европы и Америки. Современники восторженно называли торцовую мостовую «уличным паркетом, на котором рисуются ловкие всадники и... экипажи безмолвно катятся, будто по пуховику». Действительно, торцовое мощение обеспечивало мягкую и бесшумную езду и до появления асфальта считалось самым совершенным. |
|
|
|