|
Двойственный, противоречивый образ |
|
Казалось, этот взгляд на Невский проспект как на улицу, где царят блеск и красота, роскошь и беззаботность, был единодушным. Но вот в 1835 году вышла повесть под названием «Невский проспект». Ее автор - 26-летний Н. В. Гоголь начал свое повествование как будто бы традиционно, с панегирика: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге для него он составляет все. Чем не блестит эта улица красавица нашей столицы!». Однако в восторженных, несколько преувеличенных похвалах «всемогущему» Невскому проспекту внимательный читатель сразу улавливал скрытую иронию, которая вскоре сменялась нотками горечи и разочарования: ведь именно здесь, на Невском, где, кажется, «пахнет одним гуляньем», происходит завязка двух невеселых историй, описанных в повести. Одна из них напоминает фарс, а другая в конце концов оборачивается трагедией.
В финале повести нет уже и намека на любование Невским проспектом. Становится ясным, что за внешней красотой и блеском столичного центра скрывается обман, а на смену восторгам приходит разочарование: «О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...».
Двойственный, противоречивый образ Невского проспекта - это символ двуличия, фальши Петербурга николаевского времени, которые тонко подметил великий писатель-реалист.
Противоречия, характерные для феодально-крепостнического Петербурга, еще более отчетливо проявились в последующую историческую эпоху. И Невский проспект снова стал их ярким отражением. |
|
|
|