|
Место для него было выбрано там, где исстари сложился торговый центр города, в самой широкой и оживленной части Невского, напротив Гостиного двора. Здание было построено по проекту Р. А. Желязевича в 1846-1848 годах по всем правилам пассажей: зажатое между соседними домами, оно уходило в глубину квартала своей длинной крытой галереей, тянувшейся от Невского проспекта до Итальянской улицы (одно время Ракова). Правда, устройство здесь галереи-прохода было скорее данью моде, чем необходимостью: ведь совсем рядом существовал удобный «естественный» проход от Невского к Итальянской по Большой Садовой улице. Газета «Северная пчела» писала по этому поводу: «Через парижские пассажи люди проходят из одной части города в другую, сокращая путь... В наш пассаж, напротив, едут и идут нарочно, со всех частей города, входят в одну дверь и выходят из той же двери».
Что же так влекло петербуржцев в «Пассаж»? Прежде всего необычность самого торгового помещения, «устроенного в новом и изящном вкусе»: стеклянная крыша, паркетный пол, огромные витрины, яркое освещение газом по вечерам, обилие воздуха, простор. В магазинах, занимавших два первых яруса, торговали самыми модными и дорогими вещами. Привлекал «Пассаж» и целым набором развлечений и удовольствий на любой вкус. Здесь было несколько кофеен и рестораций; любителей зрелищ ждали «кукольная комедия», анатомический театр, кабинет восковых фигур. По воскресеньям в «Пассаже» играл оркестр. Со стороны Итальянской улицы был построен большой концертный зал (вход в него был с Невского), где пели цыгане, выступали фокусники, а позже стали устраивать общедоступные лекции и литературные чтения. |
|
|
|