|
Большое городское пространство |
|
Таким образом, попытка организовать большое городское пространство здесь налицо. Однако в противоположность парадным ансамблям, созданным на Невском проспекте в период расцвета классицизма, нынешняя Площадь Восстания получилась в целом маловыразительной и будничной.
В 1909 году в центре площади установили конный памятник Александру III. Перед петербуржцами предстало изображение угрюмого, тучного человека в низко надвинутой на лоб круглой шапке, который неуклюже восседал на грузном коне с понуро опущенной головой и коротко обрубленным хвостом. Специалисты отмечали пластическую выразительность коня и седока, четкость силуэта памятника, который прекрасно воспринимался с разных точек. Но главное было в другом: талантливый скульптор П. Трубецкой, передав без всякой идеализации портретное сходство с оригиналом, точно схватил и характер Александра III - человека ограниченного, тупого, грубого, порой жестокого - и это придало монументу объективно обличительный смысл. Не случайно в народе и в кругах передовой интеллигенции памятник был воспринят как сатира на самодержавие, основанное на грубой силе и лишенное исторического смысла.
К началу XX века на Невском проспекте уже прочно утвердились новые хозяева - дельцы, владельцы крупного капитала. По их заказам интенсивно строились здания новых типов: банки, дома акционерных обществ и компаний, большие торговые дома. В их архитектурном облике сказалось влияние новых художественных течений, в первую очередь - модерна, сформировавшегося на рубеже XIX и XX столетий. |
|
|
|