|
Характерные для модерна очертания окон, форма и рисунок балконных решеток, обилие декоративной стилизованной скульптуры все придавало зданию необычность. Впечатление это усиливало угловое завершение, имеющее неожиданную форму и увенчанное сферой, сооруженной явно в рекламных целях: она должна была, видимо, символизировать широкое распространение продукции компании «Зингер» по всему земному шару.
Рекламный характер присущ и облику другого торгового дома - купцов Елисеевых, возводившегося в те же годы (1903-1907) по проекту архитектора Г. В. Барановского (№ 56). Здесь все было рассчитано на эффект: контраст огромной остекленной поверхности фасада и его тяжелой каменной облицовки, странное сочетание тяжеловесной, натуралистически исполненной скульптуры и характерного для модерна орнамента с текучими, прихотливо извивающимися линиями, да и само необычное соединение в одном доме двух разных по характеру учреждений: театра и магазина. (Театр располагался на втором этаже, за большими витражами, а торговый зал на первом, за зеркальным окном-витриной колоссальных размеров.)
По-своему эффектно и здание, построенное в 1911-1912 годах архитектором М. С. Лелевичем для владельца крупной фирмы меховых изделий Мертенса (№ 21). Применение металлического каркаса позволило почти сплошь остеклить фасад, выходящий на Невский проспект. Стена превращена здесь в легкую, прозрачную оболочку, на которую как бы «наложен» декор в виде трех огромных арок на подчеркнуто тонких опорах. Продемонстрировав художественные возможности техники, архитектор одновременно решил градостроительную задачу: застекленная аркада высотой в четыре этажа замкнула собой перспективу Большой Конюшенной улицы. |
|
|
|