|
В те же годы на углу Невского и улицы Малой Морской появилось здание, построенное по заказу финансиста Вавельберга для Санкт-Петербургского торгового банка (№ 79). Автор его, архитектор М. М. Перетяткович, был большим знатоком архитектуры Возрождения. Черты внешнего облика банка были навеяны зодчему ренессансными палаццо богатых торговых итальянских городов: Флоренции, Венеции, Болоньи. Однако, в отличие от светлых, красочных домов солнечной Италии, это здание, облицованное темно- серым гранитом, выглядит тяжелым, массивным, подчеркнуто монументальным и представляет собой подлинное «денежное палаццо», как метко окрестили его современники.
Облик дома Вавельберга напоминает о том, что в архитектуре 1910-х годов наряду с модерном - «новым стилем» - развивается другое течение, которое иногда называют ретроспективизмом, что означает «обращение назад», то есть к прошлому. Действительно, многие зодчие стали тогда вновь обращаться к классической традиции, черпать вдохновение в исторических стилях - ренессансе, классицизме. Об этом свидетельствуют и другие сооружения тех лет, в частности, дом № 12 (банк «Юнкер и Ко», арх. Вандер- Гюхт), где использованы элементы классической архитектуры пилястры и колонны, увенчанные скульптурой, дом № 1 (частный коммерческий банк, арх. В. П. Цейдлер), ионическая колоннада которого вторит колоннаде закругленного фасада Публичной библиотеки, и другие.
В то время очень интенсивно застраивался и Старо-Невский проспект, где сохранился ряд интересных, характерных для начала нашего века зданий, возведенных по проектам известных петербургских архитекторов: Л. М. Харламова (№ 95), П. Ю. Сюзора (№ 170), П. Н. Батуева (№ 147), А. С. Хренова (№ 176) и других. |
|
|
|