|
Самый большой и известный торговый центр |
|
Самым большим и известным торговым центром оставался по-прежнему Гостиный двор. К концу XIX века его магазины уже имели воздушное отопление, освещались газом, а многие электрическим светом, были украшены большими зеркальными витринами. Роскошное убранство и широкий выбор дорогих товаров неизменно привлекали сюда богатых покупателей. Для публики попроще существовали другие приманки, например, так называемые «дешевые» распродажи, о которых современник рассказывал: «Берут плюш стоимостью 2 рубля аршин, смело пишут: «Прежде стоило 10 рублей, а теперь 3!» - и выходит хорошо для обеих сторон: публике уважение, а купцу - барыш».
К началу XX века в Гостином дворе насчитывалось уже до 300 торговых помещений, а штат работников составлял почти 5 тысяч человек. До 60 лавок имел «Пассаж». Торговые обороты этих и многих других магазинов на Невском проспекте были миллионными. Неудивительно, что богатые купцы часто имели на Невском не только магазины, но и доходные дома и гостиницы. Так, торговому товариществу Соловьева кроме четырех магазинов (в домах № 47, 59, 71 и 76) принадлежали еще ресторан «Палкин» в доме № 47, гостиница «Большая Северная» и ее филиал в доме № 51.
Все более громкой и назойливой становилась реклама. Вывескам уже не хватало двух нижних этажей, и они, аляповатые и грубые, бесцеремонно занимали весь фасад дома до самой крыши, навязчиво рекламируя бразильский кофе и крымские вина, богемский хрусталь и венскую мебель, изысканные драгоценности и модели первых домов Парижа. |
|
|
|