|
Cалон Жуковского-Воейковых |
|
Жуковский служил тогда в Аничковом дворце. Он преподавал русский язык жене Николая I - немецкой принцессе и поселился в доме напротив. По вечерам в квартире Жуковского собирался «весь литературный цвет столицы». Хозяйкой салона была жена Воейкова Александра Андреевна, воспитанница Жуковского, воспетая им под именем Светланы, очаровательная женщина, прекрасно образованная, обладавшая литературным даром. Среди завсегдатаев салона Жуковского-Воейковых были, по выражению А. И. Тургенева, «литераторы всех расколов и всех наций», разных литературных и идейных взглядов - от весьма умеренного либерала Н. И. Греча до декабристов Н. И. Тургенева и Н. А. Бестужева. Поэтому здесь не только читали и обсуждали новые литературные произведения, но и нередко затрагивали в разговорах политические темы.
Характерной чертой литературного быта Невского проспекта в XIX веке стали многочисленные кондитерские, или кофейни. Это были традиционные места встреч собратьев по перу и своеобразные читальни, где можно было отдохнуть, побеседовать с друзьями, почитать свежую газету, журнал. Предприимчивые владельцы этих заведений обычно выписывали популярные периодические издания - это привлекало посетителей, особенно небогатую молодежь и студентов, для которых стоимость подписки была слишком высокой.
Большой популярностью пользовались расположенные на Невском кондитерские: купца Излера в первом этаже дома Армянской церкви (№ 40), Лареда (участок дома № 2), купца Иванова (в доме № 27), ресторан «Доминик» в доме лютеранской церкви (№ 24), где наряду с кондитерской и бильярдной была и «газетная» комната... Но, пожалуй, наибольшую известность приобрела кондитерская Вольфа и Беранже, находившаяся в доме № 18 и занимавшая помещение на углу Невского и Мойки, за четырехколонной лоджией. |
|
|
|