|
Высокая культура обслуживания |
|
Эта, говоря современным языком, высокая культура обслуживания, в основе которой лежал коммерческий расчет, приносила Вольфу популярность и материальную выгоду. Оборот его магазина уже в 1870-х годах достиг семи с лишним миллионов рублей. Дело Вольфа, перешедшее потом к его сыновьям, успешно продолжалось вплоть до 1917 года. За 65 лет фирмой Вольфа было выпущено более 5 тысяч названий книг общим тиражом 20 миллионов экземпляров! Это были издания русских классиков от Пушкина до Достоевского и Лескова, а также имевшие необычайную популярность детские книги «Золотой библиотеки» в роскошных малиновых переплетах с золотым тиснением и книги по естественным наукам.
На противоположной стороне Невского, на углу Михайловской улицы, находился магазин А. С. Суворина еще одного издателя и книготорговца- миллионера. Суворин получил печальную известность как беспринципный журналист, издатель и редактор самой реакционной и продажной газеты «Новое время», которой Салтыков-Щедрин дал презрительную кличку «Чего изволите?».
Разбогатев, Суворин открыл собственную типографию и несколько магазинов, лучший из которых был в доме № 38 (с 1899 года - в доме № 40) на Невском проспекте. Издательская деятельность Суворина приобрела широкий для того времени размах: в среднем он издавал 40 названий книг в год тиражом по 4 тысячи экземпляров. В его книжном магазине, поистине универсальном, можно было купить почти все - от «Библии в картинах русских художников» до книг по кулинарному искусству и от великолепно оформленных дорогих изданий до книжечек стоимостью несколько копеек. Заслугой Суворина как издателя было переиздание книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и ценного библиографического труда В. С. Сопикова «Опыт российской библиографии», выпуск солидного ежегодника «Весь Петербург» и так называемой «Дешевой библиотеки» - серии аккуратных и недорогих томиков с лучшими произведениями писателей-классиков. В 1887 году в этой серии вышло 10-томное собрание сочинении А. С. Пушкина, по 15 копеек за том. В день, когда оно появилось на прилавке, в суворинском магазине было не протолкнуться - публика раскупила книги мгновенно. |
|
|
|