|
Жемчужины русской драматургии |
|
Особую роль в жизни петербургского общества играл тогда, как и прежде, Александринский театр, который был, по словам А. Ф. Кони, «в сущности единственным местом для выражения общественных вкусов, настроений, симпатий и антипатий». Начало второй половины XIX века ознаменовалось премьерами пьес А. Н.Островского: в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», а в 1859 - драма «Гроза». Глубоко национальная, обличающая «темное царство» и утверждающая неиссякаемые творческие силы народа, драматургия Островского положила начало новой эпохе в истории театра. На Александрийской сцене впервые были осуществлены постановки почти всех пьес И. С. Тургенева - от «Холостяка» до «Месяца в деревне». Здесь шли острые, полные большой сатирической силы произведения А. В. Сухово- Кобылина и М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, пьесы А. П. Чехова, А. К. Толстого.
И все-таки эти жемчужины русской драматургии подчас тонули в море слабых пьес чисто развлекательного или откровенно реакционного характера. Само положение «императорского театра», находившегося в ведении министерства двора, вмешательство придворных кругов, произвол чиновников-директоров, цензурный гнет - все это отражалось на репертуаре. Недаром часто высказывалось мнение, что труппа Александринского театра выше его репертуара. Действительно, такие мастера, как М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, В.В.Самойлов, В. В. Стрельская, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. М. Юрьев и многие другие, умевшие даже в пустых, ничтожных пьесах создать запоминающиеся образы, составляли гордость театра. |
|
|
|