|
Творчество Горького - писателя, публициста, редактора, издателя - оказало огромное влияние на развитие отечественной культуры предреволюционной эпохи. Высоким достижением русской литературы стала и горьковская драматургия, пронизанная духом социалистических идей и ощущением грядущих перемен. Пьесам Горького, несмотря на их большую популярность, был закрыт доступ на императорскую сцену: ни одну из них правительство не разрешило поставить в ведущем драматическом театре Петербурга - Александринском.
Недостаток высокохудожественных и идейных пьес в репертуаре этого театра был одной из причин того, что критика и серьезная публика откровенно говорили об упадке Александрийской сцены - и это при том, что здесь был лучший в России актерский коллектив.
Недовольные чиновничьими порядками, царившими в театре, и его консервативным руководством, из труппы ушли П. А. Стрепетова и В. Ф. Комиссаржевская. Последняя создала свою труппу, которая в 1904 году стала выступать в театральном зале «Пассажа» (вход в этот зал после перестройки здания в конце XIX века был уже с Итальянской улицы).
Стремясь поднять престиж императорской сцены, все более утрачивавшей популярность, дирекция пригласила в Алексаидринский театр в качестве режиссера-постановщика ученика К. С. Станиславского, талантливого актера В. Э. Мейерхольда. С его именем и связана самая интересная страница последнего предреволюционного десятилетия в истории театра. Талант смелого экспериментатора и богатая творческая фантазия Мейерхольда, виртуозная игра мастеров Александрийской сцены, живописность декораций и костюмов по эскизам художника А. Я. Головина - все это позволило создать зрелищно выразительные, запоминающиеся спектакли, которые ярко выделялись на фоне царивших в театре заурядных мелодрам и уныло-будничных постановок классических пьес. Венцом работы Мейерхольда стал лермонтовский «Маскарад» с блистательным исполнением Ю. М. Юрьевым роли Арбенина. Пронизанная идеей рокового трагического конца, эта пьеса была поставлена в канун Февральской революции и воспринималась как предвестник неизбежной гибели империи. |
|
|
|