|
Одна из листовок, выпущенных Петербургским комитетом РСДРП (б) накануне 9 января 1914 года, начиналась словами: «Пусть как один человек забастует весь сознательный пролетариат Петербурга и в 11 часов дня выйдет на Невский проспект с великими лозунгами революции...». Призывы выйти на Невский проспект были не случайны: здесь, на главной улице столицы, демонстрация приобретала характер общегородской и показывала «хозяевам» Невского проспекта силу и монолитность пролетариата.
Наступил 1917 год. Рабочие Петрограда вновь перешли к открытой, борьбе с самодержавием. Занималась заря новой революции, и царизм стал готовиться к кровавой расправе с рабочими. В центре города, где ожидалось наибольшее скопление революционно настроенного народа, были приведены в боевую готовность полиция и жандармерия, на крышах и чердаках домов Невского проспекта и близлежащих улиц установлены пулеметы, а на Зимнем дворце и Главном штабе - зенитные батареи для обстрела демонстрантов, двигавшихся по главным улицам города. И, как всегда, были приняты меры, чтобы не допустить рабочих с окраин в аристократические кварталы центра. Но тщетно: уже 14 февраля, когда по призыву большевиков забастовали десятки петербургских заводов, рабочие прорвались на Невский проспект.
Газета «Правда» писала об этом дне: «Народ вышел на Невский и несколько раз, с пением «Марсельезы» и «Вы жертвою пали», прошел от Казанского собора до Садовой и обратно... Другая толпа образовалась у Аничкова моста и прошла к Николаевскому вокзалу с пением «Марсельезы». Попытки полиции разогнать толпу не удались. Несколько раз делались попытки арестовать демонстрантов, но толпа яростно отбивала их. Наконец были пущены в ход нагайки. Невский представлял из себя весь день военный лагерь». Уже в этот день на Невском проспекте появились лозунги: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!». |
|
|
|