|
Воскресное утро 26 февраля Невский проспект встретил настороженной тишиной. Все подступы к нему тщательно охранялись воинскими частями и полицией. Предчувствуя свой неизбежный конец, царизм был готов учинить новое Кровавое воскресенье.
К середине дня, когда рабочим, несмотря на все препятствия, удалось прорваться на Невский проспект, они были встречены боевыми залпами. Кровавые столкновения произошли в нескольких местах: у городской думы, на пересечении Невского с Садовой и Литейным, на Знаменской площади. А вечером случилось знаменательное событие: восставшая рота Павловского полка открыла огонь по отряду полиции, расстреливавшему народ. Армия явно переходила на сторону питерского пролетариата.
Решающие события развернулись 27 февраля. Всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону революции - и это решило ее исход. Вечером Николай II подписал отречение от престола.
Февральская революция победила. С домов и оград была сорвана ненавистная народу, эмблема царизма - двуглавый орел. Фешенебельный Невский проспект, на котором еще недавно безраздельно господствовали сытые буржуа и праздные аристократы, заполнила ликующая толпа. «Невский, согнавший со своих панелей малиновый звон шпор и шелест шелков; Невский, непричесанный, неумытый, но веселый, оживленный. И - штрих особого значения - в Екатерининском сквере среди свободного разгула необычайно пестрой толпы чугунная Екатерина II... все та же на своем круглом пьедестале, но с красным флагом в руках...» - так описывал Невский проспект вернувшийся из эмиграции известный государственный деятель В. А. Антонов-Овсеенко. |
|
|
|