|
Необычайная пустота и тишина |
|
В то время Невский проспект со всем Петроградом переживал трудное, суровое время. Началась гражданская война. Отрезанный от запасов сырья и продовольствия, Петроград голодал. Дома не отапливались. В конце 1919 года на Невском и других центральных улицах было отменено трамвайное движение. Не ремонтировавшаяся уже несколько лет торцовая мостовая превратилась в щербатое, гнилое покрытие с выбоинами и провалами. Осенью и зимой 1919-20 года Невский проспект не очищался. В марте 1920 года прекратилось уличное освещение, и всю следующую осень и зиму Невский по вечерам погружался в темноту. Всех, кто оказывался в те годы в Петрограде, поражала необычайная пустота и тишина на этом всегда столь многолюдном и шумном проспекте. Вот как передает свое первое впечатление от Невского приехавший тогда в наш город В. Каверин: «Так вот он какой! Не так величествен, как представлялось в воображении, даже, пожалуй, скромен - и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стекла разбиты, панель не подметена... Но главное - пуст!».
Однако жизнь на опустевшем Невском проспекте все же не замерла. И люди не просто жили, борясь за существование, - они мечтали, строили планы, казавшиеся в тех условиях фантастическими, и работали ради будущего, в которое они верили.
С Невским проспектом, остававшимся притягательным центром для петроградской интеллигенции, связано одно из замечательных начинаний молодой Советской республики в области культуры - организация издательства «Всемирная литература». Инициатором его был А. М. Горький, выдвинувший идею: издать для народа массовыми тиражами шедевры мировой классической литературы. Предприятие было задумано необычайно широко: объем - несколько тысяч томов, охват времени - от XVIII века до Октябрьской революции, жанры - проза, поэзия, драматургия, мемуары, публицистика... |
|
|
|