|
Планы Горького одобрил А. В. Луначарский, и в сентябре 1918 года в доме № 64, где еще недавно была контора газеты «Новая жизнь», обосновалась редакция «Всемирной литературы». (В 1919 году издательство переехало на Моховую, 36.) Регулярно, по вторникам и пятницам, стали собираться под председательством Горького члены редколлегии: поэты А. А. Блок, К. И. Чуковский, М. Л. Лозинский, академики С. Ф. Ольденбург, Н. Я. Марр и другие. Горячо взявшийся за дело Горький стремился привлечь к работе лучших литераторов и самых авторитетных ученых-лингвистов.
На уровне третьего и четвертого этажей дома со стороны Невского можно увидеть остекленные выступы - «фонари». В одном из них, на третьем этаже, и был кабинет Горького. Секретарь Алексея Максимовича писатель М. Слонимский вспоминал: «Это был действительно фонарь - остекленный выступ, лепившийся к стене дома. Во всю длину свою виден был отсюда мертвый проспект. Ни трамваев, ни извозчиков, ни случайных прохожих. Только изредка показывались конные и пешие патрули, да на ближайшем перекрестке дымились угли ночного костра». Здесь Горький читал рукописи, редактировал их, писал рецензии, вступительные статьи, письма.
Конечно, в условиях гражданской войны и разрухи, когда в Петрограде не хватало бумаги, а полиграфическая промышленность была в упадке, грандиозный замысел Горького не мог быть полностью осуществлен. Но сам факт подобного культурного предприятия в те годы был поразителен, свидетельствовал о творческом, созидательном характере социалистической революции. Не может не удивлять и то, что, несмотря на все трудности, в течение 1918-1921 годов «Всемирная литература» выпустила около 60 названий книг тиражом почти миллион экземпляров! Это были произведения Бальзака, Шиллера, Гюго, Флобера, Диккенса, Д. Лондона, А. Франса. Недаром посетивший Петроград в 1920 году Г. Уэллс вынужден был признать: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке». |
|
|
|