|
Быт обитателей Дома искусств |
|
Наркомпрос предоставил Дому искусств богатый дом Елисеевых (№ 15) с флигелем, выходящим на Мойку, друг с другом они тогда соединялись переходами. Громадный, с длинными коридорами, многочисленными жилыми комнатами, залами и библиотекой, дом был покинут прежними владельцами, бежавшими после революции за границу, и стоял холодный и почти пустой в нем оставались лишь несколько бывших слуг. К началу 1920 года дом ожил: не только комнаты, но и библиотеку, ванну, чуланы заселили петроградские литераторы и художники. Своеобразие Дома искусств заключалось в том, что это был и кров для многих писателей в тяжелое, голодное время, и одновременно клуб, с вечерами, лекциями, острыми дискуссиями и спорами об искусстве.
Быт обитателей Дома искусств был нелегким. Приходилось по ночам дежурить у подъездов, утром выходить на очистку улиц, бегать на Дворцовую набережную в Дом ученых за пайками, которые выхлопотал для литераторов Горький. Днем в доме было тихо: жильцы его расходились по редакциям, шли с лекциями к рабочим и солдатам или оставались у себя и работали. Очень плохо было с бумагой. К счастью, в нижнем этаже дома, где до революции находился банк, удалось найти толстые бухгалтерские книги. На листах, вырванных из этих гроссбухов, и рождались первые произведения советской литературы. Здесь работали А. Грин, М. Шагинян, О. Форш, О. Мандельштам, А. Волынский, В. Шкловский и многие другие. |
|
|
|