|
По вечерам собирались все вместе, чтобы почитать друг другу, обсудить написанное, поспорить. Вскоре родилась традиция устраивать по понедельникам литературные вечера. На первом вечере, в январе 1920 года, выступил Горький. Он прочел свои только что написанные воспоминания о Л. Толстом. Потом на «понедельниках» Дома искусств, ставших известными всей петроградской интеллигенции, К. Чуковский читал свои статьи о советских писателях, юрист А. Ф. Кони рассказывал о встречах с Тургеневым, Л. Толстым, Достоевским. Два вечера слушали Блока.
В сентябре 1920 года был устроен банкет - чествовали прибывшего в Петроград Г. Уэллса, а в декабре в Доме искусств остановился В. Маяковский, приехавший из Москвы. На вечере встречи с поэтом ярко освещенный зал был переполнен: пришли работники Академии наук и Эрмитажа, актеры, студенты, рабочие. Маяковский читал еще не опубликованную поэму «150 000 000» и агитстихи. Читал больше двух часов. «Аплодисменты были сумасшедшие», - записал в дневнике К. Чуковский.
Эти торжественные встречи происходили в нетопленом парадном Белом зале на третьем этаже. В обычные же вечера обитатели Дома искусств предпочитали собираться в просторной елисеевской кухне. Там было уютнее: топилась печь и за чисто выскобленным липовым столом повар, случалось, угощал писателей чаем.
С некоторых пор особенно оживленно стало у Михаила Слонимского. В его маленькую, узкую комнатку, расположенную в конце длинного коридора и выходящую единственным окном во двор, по субботам начали сходиться молодые прозаики и поэты. Эти десять человек, старшему из которых было 29, а младшему 19 лет, образовали кружок под названием «Серапионовы братья». Среди них оказались те, чьи имена впоследствии стали гордостью советской литературы: К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В. Каверин, В. Иванов и другие. |
|
|
|