|
В советское время на Невском появились первые музеи. Как это ни странно, на главной магистрали Петербурга, его культурном центре, до революции не существовало ни одного музея. Хотя во дворцах царской семьи и в особняках меценатов хранились огромные художественные ценности, но, находившиеся в частном владении, они были доступны лишь немногим «избранным». Национализировав эти коллекции, народная власть решила использовать их для просвещения и духовного развития тысяч людей, и в бывших частных домах и дворцах сразу после революции открылись музеи.
Рядом с Александринским театром, в квартире бывшего директора императорских театров, в 1918 году по распоряжению А. В. Луначарского разместились коллекции первого в стране Театрального музея.
Стал музеем великолепный памятник архитектуры Строгановский дворец с его уникальными интерьерами, большой картинной галереей, богатыми коллекциями минералов и монет и огромной библиотекой по истории и искусству. Все эти ценности были взяты на учет, систематизированы, и уже в 1919 году Строгановский дом-музей открылся для народа. Он просуществовал десять лет (сначала как самостоятельный, а с 1924 года как филиал Эрмитажа). Потом его коллекции передали Эрмитажу, а здание с тех пор занимают разные учреждения.
Особого внимания заслуживает разместившийся в здании Аничкова дворца Музей города, основу которого составили коллекции Музея старого Петербурга, организованного еще до революции группой петербургских архитекторов. На стенах дворцовых залов появились чертежи Растрелли, Захарова, Росси, старинные изображения и планы Петербурга, на стендах - модели памятников архитектуры; в стеклянном ящике хранился символический золотой ключ города. Как своеобразный документ эпохи были сохранены помещения бывшего царского дворца - личные комнаты Александра III и его жены, каждая деталь которых, по образному выражению А. Н. Бенуа, отражала «безотрадную душу эпохи», предшествовавшей падению самодержавия в России. |
|
|
|