|
Нидерландско-Ост-Индская компания |
|
Другой маршрут, проливами Канадского арктического архипелага, получил наименование Северо-Западного прохода, но популярным этот путь не стал ни в стародавние, ни в наши дни. Его трасса крайне сложна, извилиста, опасна, и поэтому благополучно преодолеть «Канадский лабиринт» смогли за истекшие столетия лишь полтора-два десятка судов.
В XVII веке набравшая силу Голландия сумела оттеснить Португалию с традиционных южных торговых путей. Вновь созданная «Нидерландско-Ост-Индская компания» захватила монопольное право на сношения с Индией. Интерес к поискам Северо-Восточного прохода, естественно, тотчас пошел на убыль, явное охлаждение со временем сменилось полнейшим разочарованием. «Я прекрасно знаю, — писал в 1608 году голландский географ Исаак Масса, — и могу это доказать, что Северо-Восточный проход закрыт и что все желающие его открыть претерпят неудачу в своих попытках». Ему вторили и другие: «Это дело невозможное, несбыточное». Подобная точка зрения господствовала добрых три столетия, хотя отдельные попытки преодолеть полярные льды и предпринимались.
Великой Северной экспедиции, как мы помним удалось связать воедино все звенья ледовой морской дороги, первопроходцами которой были еще поморы. Опыт предшественников был обобщен во второй половине XVIII столетия гениальным Ломоносовым в научном трактате «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию». Вот какими поистине пророческими словами начинался тот трактат: «Могущество и обширность морей окружающих требует рачения и знания. Между прочим Северный Океан есть пространное иоле, где усугубиться может Российская Слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение Восточно-северного мореплавания». Мы слышим призыв Ломоносова к соотечественникам осваивать Северный морской путь! |
|
|
|