|
Михаил Константинович Сидоров |
|
Прошло еще сто лет, и мысли Ломоносова подхватили передовые люди России, в первую очередь — сибирские торгово-промышленные деятели Александр Михайлович Сибиряков и Михаил Константинович Сидоров, который еще при жизни заслужил звание «радетеля Севера».
С юношеских лет мечтал он о том, как пароходы (да, теперь уже пароходы, а не парусники) пойдут с грузами вдоль фасада России и к устьям великих рек, Оби и Енисея, а потом и дальше на восток, на Лену и Колыму. Все огромное состояние, нажитое на добыче сибирского золота, Сидоров вложил в главное дело своей жизни — прокладку «столбовой дороги» во льдах, Северного морского пути. Даже зарубежные географы не могли скрыть восхищения: «Один русский купец открывает то, к чему мореходные государства стремились триста лет — торговый путь через Ледовитый океан».
Сидоров не считался ни с какими затратами во имя осуществления великой мечты. Он был к тому же предпринимателем редкого образца: на принадлежавших ему печорских лесоразработках, скажем, рабочие жили лучше, чем на других предприятиях. У них было Польше жалованье, короче рабочий день. В этом смысле Сидорова очень многое роднит со знаменитым Саввой Тимофеевичем Морозовым, человеком ярким и самобытным, так много сделавшим и для рабочих, и для их партии.
Михаил Константинович был истинным гуманистом, поборником всеобщего просвещения, равенства народов, больших и малых. Примечательно завещание, составленное им в шестидесятых годах прошлого века, еще тогда, когда он являлся обладателем миллионного состояния и твердо рассчитывал его приумножить (чего, однако, не произошло, более того — Сидорова к концу жизни ждало разорение). Основную часть наследства завещатель предполагал обратить «на пользу человеческую — для поощрения русских изобретений, особенно — по мореплаванию», для организации морских училищ на Крайнем Севере, в том числе и для подготовки «мореходов и ремесленников между самоедами, юраками, долганами, якутами, лопарями на образование из них докторов». |
|
|
|