|
В 1877 году снаряженное им парусное судно «Утренняя заря» вывезло из устья Енисея на запад первые коммерческие грузы: меха, рыбу, графит (его, к слову сказать, обнаружил на реке Курейке сам Михаил Константинович). «Я счастлив, — писал он тогда, — что мог оказать посильную услугу моему отечеству Недалеко то время, когда морской пароход будет отправляться по Северному океану к устью Лены и далее в Японию и Китай».
Да, теперь подобный рейс был уже не за горами. Через год после плавания «Утренней зари» шведский исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд (уроженец Гельсингфорса, он хорошо говорил по-русски) предпринял попытку пройти весь Северный морской путь с запада на восток на зверобойном пароходе «Бега». Его экспедицию вполне резонно называют шведско-русской: в ней принимал участие поручик русской армии О. Нордквист, а самое главное, значительные средства на ее осуществление пожертвовал другой рьяный поборник освоения нашего Севера — Александр Михайлович Сибиряков.
Здесь уместно сказать, что, хотя его имя увековечено (оно и на карте Арктики, и на борту ледокольного судна), во многих солидных энциклопедических изданиях вплоть до самых последних лет датой кончины Сибирякова почему-то считался 1893 год, тогда как он скончался за границей сорок лет спустя, в 1933 году, уже после того, как советский ледокольный пароход «А. Сибиряков» блестяще прошел Северным морским путем в одну навигацию! Хотелось бы думать, что Александр Михайлович узнал об этом триумфе соотечественников и порадовался успеху дела, в которое вложил столько средств и душевных сил. |
|
|
|