|
Адмирал Степан Макаров и Дмитрий Менделеев |
|
«Бега» Норденшельда не смогла пройти намеченный маршрут за один короткий летний сезон, льды остановили ее всего в двухстах километрах от конечной цели, Берингова пролива. Но в июле 1879 года, уже через трое суток после того, как «Бега» продолжила прерванное зимовкой плавание, судно вошло в желанный пролив, а затем, обогнув всю Евразию, через Тихий и Индийский океаны, через Суэцкий канал и Средиземное море возвратилось в Стокгольм. Первый в истории сквозной рейс через Ледовитый океан, хотя и с зимовкой по дороге, состоялся.
Сам Норденшельд, однако, высоко оценив научную значимость экспедиции, о ее практических итогах отозвался более чем сдержанно, в его словах прозвучал нескрываемый пессимизм; «Морской путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Сибири мол-сет быть пройден в течение немногих недель на приспособленном для этого пароходе Но в целом этот путь, насколько нам сейчас известен режим льдов у берегов Сибири, едва ли будет иметь действительное значение для торговли».
Другие ученые и мореплаватели думали, к счастью, иначе. Были среди них два наших выдающихся соотечественника, адмирал Степан Осипович Макаров и химик Дмитрий Иванович Менделеев. Уже будучи прославленными, зрелыми исследователями с мировым именем, оба они в самом конце XIX столетия страстно увлеклись Арктикой. Более всего их волновали возможности регулярного судоходства в полярных водах, а точнее сказать — в полярных льдах. И Макаров, и Менделеев отлично понимали, что для плаваний во льдах, для борьбы с ними совершенно необходимо сконструировать и построить невиданное доселе, специальное судно, способное прокладывать дорогу другим пароходам, идущим следом. |
|
|
|