|
Спасение Архангельского края |
|
Шло время, сооружались Суэцкий и Панамский каналы, а Северный морской путь как был, так и оставался для России кратчайшей дорогой, соединяющей два самых крупных океана планеты, Атлантический и Тихий. Цифры, пожалуй, убедительнее всяких слов, а они таковы: путь из Ленинграда во Владивосток через Северный Ледовитый океан составляет около пятнадцати тысяч километров; через Суэцкий канал — свыше двадцати трех тысяч, а через Панамский — почти тридцать тысяч километров! И потому нет ничего удивительного в том, что после Октябрьской революции Крайний Север сразу же привлек самое пристальное внимание правительства молодого государства. Еще продолжалась гражданская война, борьба с интервентами.
Республика бедствовала, страдали от голода люди, а на изучение Ледовитого океана, на освоение уже были выделены первые миллионы рублей. Это произошло в 1918 году. Два года спустя к устьям Оби и Енисея направилась первая советская морская арктическая экспедиция под начальством капитана М. В. Николаева и комиссара С. В. Киселева. Она получила краткое и предельно емкое наименование: «Хлебная», потому что вышла в полярные моря за хлебом и другим продовольствием для жителей Архангельска и прилегающего к нему обширного края. О той обстановке, в какой проходил рейс, свидетельствует один примечательный факт: судам катастрофически не хватало угля, и отряд водолазов-добровольцев добывал его прямо со дна морского, из трюмов судом, затонувших когда-то в Белом море! Экспедиция завершилась крупным успехом. Архангельский край был спасен от голода, а Северный морской путь начал новую жизнь в обновляемой стране. |
|
|
|