|
С каждым годом на Крайний Север, на его главную морскую магистраль, приходило все больше пытливых и верных своему долгу людей. На Кольском полуострове и на Таймыре, в Болыпеземельской тундре и по берегам сибирских рек, в дельте Лены и на Чукотке начались (и, естественно, продолжаются поныне) разнообразнейшие изыскания, геологическая разведка, топографическая и геодезическая съемка, изучение промысловых ресурсов и особенностей жизни северных народностей. В 1921 году с запада на восток по Северному морскому пути двинулись торговые суда — так было положено начало Карским товарообменным операциям. Их назвали Карскими потому, что главной задачей, поставленной перед судоводителями, было пересечь чрезвычайно ледовитое Карское море, «ледяной погреб», как именовали его с давних пор. Многие годы теми плаваниями руководил Н. И. Евгенов, составивший первую лоцию Карского моря. В общей сложности с 1920 по 1928 год по этому участку Северного морского пути было совершено свыше шестидесяти рейсов, причем лишь два судна погибло под натиском льдов (экипажам удалось спастись). Продолжительность навигации была, разумеется, в те времена весьма мала, она колебалась в пределах от двадцати трех до сорока восьми суток. Ничего удивительного: в Арктику еще не пришли сильные ледоколы.
Мы все время оперируем понятиями «ледовая дорога», «полярная магистраль», а на самом-то деле рассуждаем пока только о западном ее «плече», как будто не существует на белом свете ни моря Лаптевых, ни Восточно-сибирского, ни Чукотского, ни Берингова морей! Это объясняется тем, что сюда, в Восточную Арктику, Советская власть пришла на несколько лет позже, гражданская война и иностранная интервенция закончились здесь лишь в 1923 году. Но и после этого зарубежные контрабандисты продолжали еще какое-то время вести незаконный промысел в водах, омывающих Чукотку, да и на самой Чукотке. Действенно противостоять им можно было одним способом: регулярно посещать и обживать эти края, планомерно, последовательно привлекая на свою сторону коренное население. |
|
|
|