|
Главное управление Северного морского пути |
|
Вот ледокольный пароход, оснащенный, как и подобает первой трети XX века, машинами, электричеством, радио, внезапно приобрел совершенно фантастический вид, словно здесь, среди льдов, вдруг оказался парусник эпохи Великих географических открытий! В ход пошли куски брезента, предназначенного для прикрытия трюмных люков, небольшие шлюпочные паруса и даже старые одеяла, простыни, лоскуты материи — и судно ожило, задвигалось, «помчалось» со скоростью полмили в час. Однако за день это дало почти десять миль, а на помощь уже спешил рыболовный траулер «Уссуриец», готовый взять пароход на буксир.
1 октября 1932 года, на шестьдесят шестые сутки плавания, «А. Сибиряков» вырвался на чистую воду у самого входа в Берингов пролив. Здесь его взял на буксир «Уссуриец» и отвел пароход на ремонт в японский порт Иокогаму. Северный морской путь был пройден в одну навигацию и в удивительно короткие сроки. Важнейшим последствием этого рейса стало создание в декабре 1932 года Главсевморпути — Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. Новой организации поручалось «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
В навигацию следующего, 1933 года, к Карским экспедициям добавилась первая Ленская — грузовые суда пошли с запада, из Архангельска, к устью Лены, где возник порт Тикси. За первой последовали вторая, третья Ленские, пароходы пошли уже не только из Архангельска, но и из Мурманска. Примерно тогда же начались регулярные рейсы в Северную Якутию из Владивостока. Словом, Северный морской путь год от года набирал силу. Однако были у него и противники, люди весьма авторитетные, очень известные. Именно полемика с ними послужила толчком к яркому и драматическому событию, случившемуся в Советской Арктике в 1933 — 1934 годах, — рейсу парохода «Челюскин». |
|
|
|