|
Проект Великого Северного железнодорожного пути |
|
Еще в дореволюционное время раздавались голоса в пользу строительства па Крайнем Севере железных дорог. По рассуждениям сторонников этой точки зрения, морской путь во льдах крайне ненадежен и небезопасен, чему, конечно, было немало примеров. К тому же, продолжали они, путь этот — сугубо сезонный, а сезон ограничивается чуть ли не неделями, так стоит ли с таким азартом биться во льдах, не лучше ли обратить силы и средства на строительство железнодорожных магистралей в тундре?
Наиболее ревностными защитниками «железнодорожной» идеи были известный профессор-экономист В. М. Воблый и талантливый полярный живописец А. А. Борисов, не раз бывавший и даже зимовавший в Арктике. Именно он активно разрабатывал в дореволюционные годы, а также в 1918 — 1919 годах проект «Великого Северного железнодорожного пути», обращаясь с соответствующими предложениями и к Председателю Совнаркома, и к наркому Г. В. Чичерину. В начале 1919 года состоялась беседа художника с В. И. Лениным (любопытные детали: в библиотеке Ленина в Кремле имеется брошюра Борисова «Обь-Мурманская железная дорога», а в Горках под Москвой, в столовой, висит этюд художника «Льды»).
Понятно, что в обстановке того времени осуществить подобное грандиозное строительство исключительно собственными силами было трудно. Предполагалось поэтому привлечь па концессионных условиях иностранный капитал, и В. И. Ленин положительно отнесся к этой идее. Вопрос о железной дороге на Крайнем Севере не раз рассматривался в Госплане, в ВСНХ, а 4 февраля 1919 года обсуждался на заседании Совнаркома, где председательствовал В. И. Ленин, который и подготовил проект решения. |
|
|
|