|
В инициативную группу «Великий Северный путь» входили многие выдающиеся деятели русской культуры: академик архитектуры А. В. Щусев, художники А. М. и В. М. Васнецовы, другие близкие Борисову по духу живописцы. Еще в 1915 году на его личные средства были проведены детальные изыскания на западном участке предполагаемой трассы. Были даже разработаны архитектурные проекты вокзальных и гостиничных зданий, авторами которых являлись и Щусев, и братья Васнецовы, и Борисов. Все эти сооружения мыслились в стиле северного русского народного зодчества.
Осуществить задуманное тогда не удалось, однако сама идея продолжала жить, а ее главные носители, Борисов и Воблый, неоднократно выступали в конце двадцатых годов на эту тему в центральной прессе. Вот что, например, писал Борисов в «Известиях» в 1928 году: «Великий Северный путь свяжет собой три океана и два материка. Он пройдет по всей Сибири, стране грандиозного будущего Я убежден, что раз начало будет положено, то рано или поздно, теперь же или через годы, но железнодорожная магистраль будет осуществлена».
Конечно, сегодня нам куда отчетливее видны все плюсы и минусы проектов специалистов, ратовавших за развитие на Севере железных дорог. Их явной ошибкой было полное отрицание Северного морского пути, его неприятие, неверие в перспективность морских арктических перевозок. Но вместе с тем было бы несправедливо предать забвению концепцию Борисова — Воблого и их единомышленников. Да это, в сущности, и невозможно сделать: железные дороги, построенные на Севере в предвоенное, военное и послевоенное время, как нельзя лучше подтверждают правильность многих представлений этих энтузиастов, свидетельствуют об их пророческом даре. |
|
|
|