|
Пароход, сооруженный на датских верфях, оказался плохо приспособленным к плаванию не только в тяжелых, но и в сравнительно легких льдах. Капитан Воронин, после многодневных мучительных раздумий все-таки принявший судно под свое командование, не в силах был скрыть озабоченности и тревоги. В его дневнике появилась такая запись: «Я знаю, что меня ждет, как мне будет трудно вести это суденышко через арктические льды». Однако отменять рейс никто, конечно, не собирался. Помимо экипажа и большого экспедиционного отряда научных работников, на «Челюскине» обосновались, также сотрудники полярной станции «Остров Врангеля» и группа строителей, тоже ехавших на этот остров. Возглавлял поход О. Ю. Шмидт.
Выйдя в июле 1933 года из Ленинграда и ненадолго заглянув в Копенгаген (где датская фирма произвела экстренные доделки и исправления обнаруженных дефектов, число которых, увы, все время возрастало), «Челюскин» прошел вокруг Скандинавии и взял курс на восток. Поначалу плавание проходило нормально, лей. Да и остальные научные наблюдения носили явно прикладной характер — всесторонне изучалась, измерялась, классифицировалась окружающая «Челюскин» природная среда, гибельная и для судна, и для людей.
Ледовые сжатия следовали одно за другим, и последнее, случившееся 13 февраля 1934 года, стало роковым: огромная трещина разорвала левый борт, в машинное и котельное отделения хлынула вода Чукотского моря. Напором льда сорвало с места левый котел, единственный из трех находившийся под паром, что обеспечивало до сих пор живучесть судна. Взрыва, к счастью, не произошло — «помогли» трещины в корпусе котла, через которые пар успел выйти наружу. «Челюскин» был обречен. Прозвучал приказ: «Все на лед!». |
|
|
|