|
Значимость рейса Челюскина |
|
Приходилось спешить изо всех сил. Жизнь ста четырех человек на льду Чукотского моря была крайне трудной. Метели заносили палатки, под жилым бараком прошла трещина, разорвавшая строение пополам, а затем новые подвижки совсем уничтожили барак и кухню, сама же льдина вдвое сократилась в размерах. Ежедневно, сменяя друг друга, несколько бригад челюскинцев уходили за пять километров от лагеря, чтобы там, среди торосов и ропаков, соорудить на относительно ровном поле взлетно-посадочную полосу, единственный путь к спасению.
Когда судно шло по Северному морскому пути, на его борту был достаточно сплоченный и дисциплинированный экипаж, была группа интеллигентных, вежливых, дружелюбно настроенных научных сотрудников и бывалых зимовщиков. А рядом с ними — несколько десятков (почти треть общего состава экспедиции) рабочих, в думах которых еще не произошло тех разительных перемен, какие неотвратимо несло время. «Душа собственника» во многих явно брала верх над «душой труженика», если вспомнить ленинское определение. Не всегда ладно бывало с дисциплиной, случались срывы, и уж, конечно, далеко не каждый из них понимал поистине историческую значимость рейса «Челюскина».
Что ж удивляться, если, пережив катастрофу и проявив при эвакуации на лед естественные для той критической ситуации лучшие человеческие качества, кое-кто вскоре начал роптать. Сперва как бы про себя, затем все громче и громче. Дескать, утопили пароход, а теперь и мы рано или поздно тоже пойдем на дно. Начальству, конечно, виднее, а простой человек страдать должен ни за что ни про что! Нет, так дело не пойдет, надобно всем, кто в силе, пешком к берегу двигать, авось не сгинем. |
|
|
|