|
Снова и снова приходится мысленно «перекочевывать» из одной эпохи в другую. Случись нечто подобное сегодня — и ни у кого из нас не возникло бы ни малейшего сомнения в том, что через считанные часы (да, часы!) все попавшие в беду окажутся в полнейшей безопасности: их спасут летчики либо вертолетчики. Но в те времена вертолетов, как мы помним, не было, самолеты же находились еще в дороге, и кто мог сказать, сколько из них долетит (и долетит ли вообще) до лагеря во льдах, не придет ли помощь слишком поздно.
В зарубежном мире многие уже успели похоронить и челюскинцев, и тех, кто спешил к ним на выручку. Даже доброжелательно настроенные специалисты и комментаторы высказывались либо осторожно, либо, что случалось чаще, пессимистически. Что уж тогда говорить о недоброжелателях, а ведь на политической карте земного шара в 1934 году уже властно заняли места и фашистская Германия, и фашистская Италия, и милитаристская Япония, так что недостатка в самых зловещих предсказаниях, естественно, не наблюдалось!
Долететь до ледового «лагеря Шмидта», как стали его именовать и в Арктике, и на Большой земле, действительно удалось не всем. Потерпел неудачу Леваневский, он попал в аварию близ поселка Ванкарем на чукотском берегу, но успел сделать большое дело: доставил сюда представителя правительственной комиссии известного полярника Г. А. Ушакова, и вскоре именно из Ванкарема по кратчайшему маршруту начались спасательные полеты. Не смогли долететь до цели пилоты В. Л. Галышев, Б. В. Бастанжиев, И. М. Демиров — непогода и поломки машин привели к авариям или длительным задержкам. Вынужден был отдать самолет своему командиру Н. П. Каманину, чья машина получила сильные повреждения, военный летчик Б. А. Пивепштейн. Однако шести самолетам все-таки удалось добраться до «лагеря Шмидта». |
|
|
|