|
Двухмоторный АНТ-4 экипаж |
|
Первым прибыл на двухмоторном АНТ-4 экипаж из четырех человек во главе с Анатолием Ляпидевским. Двадцать девять раз летчики пытались достичь лагеря — и двадцать восемь раз вынуждены были возвращаться из-за неисправностей в моторах, из-за тумана либо пурги. Тем временем челюскинцы денно и нощно строили свой аэродром. Это был адский труд: люди выравнивали полосу ломами и кирками, забивали трещины и ямы снегом, а стихия то и дело вмешивалась в их работу, и все надо было начинать заново. В общей сложности челюскинцам пришлось подготовить тринадцать таких взлетно-посадочных полос.
5 марта 1934 года Ляпидевский одним рейсом вывез в Уэлен (последующие полеты совершались уже по трассе Ванкарем — лагерь — Ванкарем) всех женщин и детей. Но при очередной попытке достичь льдины челюскинцев Ляпидевский попал в аварию. По счастью, никто из экипажа не пострадал, однако в дальнейших спасательных операциях тяжелый АНТ-4 участия уже не принимал, и основная работа выпала на долю машин других марок, в первую очередь одномоторных бипланов Р-5. Воздушную дорогу к лагерю проложил великолепный штурман Матвей Шелыганов.
Сегодня в подобное почти невозможно поверить, но именно так все и было: в «лагерь Шмидта» летали главным образом маленькие, можно даже сказать — крошечные двукрылые самолетики об одном моторе каждый! В открытой всем ветрам и морозам кабине располагался единственный член экипажа — летчик. Ни штурмана, ни радиста ему не полагалось по штатному расписанию, а бортмеханик участия в полетах не принимал из-за экономии, ибо вместо механика брали на борт очередного пассажира-челюскинца. В самолет, способный по инструкции принять лишь пилота и бортмеханика, грузили по два-три человека сверх всякой нормы, но, и это еще не предел. |
|
|
|