|
Эксплуатация Великого Северного пути |
|
В 1935 году началась планомерная эксплуатация Великого Северного пути. По трассе прошли четыре грузовых судна, два с запада на восток, два с востока на запад. Кроме того, двадцати с лишним пароходам удалось обогнуть мыс Челюскин. Путь для всех судов расчищали четыре ледокола, каждый действовал на отведенном ему «плече». Та же самая картина наблюдалась и в последующие годы, и если с 1876 по 1919 год по Северному морскому пути было перевезено в общей сложности пятьдесят пять тысяч тонн грузов, то всего за пять лет, с 1933 по 1938, цифра подскочила до одного миллиона тонн! Об этом во всеуслышание заявил в марте 1939 года новый начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. Ныне в арктический грузооборот ежегодно вовлечены миллионы тонн, и тоннаж, как и ассортимент перевозимой продукции, неуклонно возрастает.
В мире тем временем уже начиналась вторая мировая война. Она еще не пришла на нашу землю и в наши моря, тем более арктические, но уже стало ясно, что назрела суровая необходимость проверить стратегическую надежность Северного морского пути. Ведь и Макаров и Менделеев в свое время горячо писали именно об этом. Великому химику, в частности, принадлежат пророческие слова: «Военно-морская оборона страны должна много выиграть, когда можно будет — без Суэцкого или иных каналов теплых стран — около собственных своих берегов проводить военные суда из Атлантического океана в Великий и обратно Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму». |
|
|
|