|
Два года спустя другая подводная лодка, Щ-423, под командованием капитана 3-го ранга И. М. Зайдулина в одну навигацию преодолела весь Северный морской путь. Газеты той поры ничего не сообщали об этих плаваниях, никто не знал в лицо героев-подводников, даже не слышал их фамилий. Миновали десятилетия, прежде чем о них заговорили — это произошло в начале шестидесятых годов, когда на весь мир прогремели дальние походы подводников нового, послевоенного поколения. Наши атомные подводные лодки совершали кругосветные плавания, не раз проходили подо льдами в районе Северного полюса и всплывали непосредственно в точке полюса. В мирные годы подводники-североморцы заслуженно получали Золотые Звезды Героев Советского Союза.
Было бы наивно полагать, будто начавшаяся в середине тридцатых годов регулярная эксплуатация Северного морского пути хотя бы на малом его отрезке могла проходить без сучка без задоринки — нет, то и дою случались заминки, неудачи, а то и драматические потери. По-прежнему здесь еще не работали мощные современные ледоколы, только-только «вставала на крыло» полярная авиация, еще не завершилось создание сети полярных станций вдоль побережья Ледовитого океана.
Лето 1937 года выдалось в Арктике удивительно холодным и «ледовитым». К природным факторам добавился на этот раз и «человеческий», причем в негативном варианте: серьезные организационные неполадки в портах, на базах снабжения и в других звеньях хозяйственного механизма, обслуживающего трассу, элементы самоуспокоенности и неоправданной лихости у некоторых ответственных руководителей Главсевморпути. К несчастью, большинство промахов и неудач было тогда же квалифицировано как вредительство и многие честные полярники самых разных профессий разделили страшную участь «врагов народа». |
|
|
|