|
Гигантский дрейф поперек Центральной Арктики |
|
За сорок с лишним лет до описываемых событий великий норвежец Нансен совершил на специально построенном для этой цели судне «Фрам» гигантский дрейф поперек Центральной Арктики. Задачи у его экспедиции были чисто исследовательские: провести комплекс наблюдений в исполинском «белом пятне» на карте Ледовитого океана, в котором до конца XIX века никто еще не проводил даже эпизодических изысканий. В 1893 году «Фрам» был преднамеренно вморожен в лед примерно там же, где сорок четыре года спустя попал в ледовые тиски «Г. Седов». Дрейф норвежского судна продолжался почти три года, и были все основания предполагать, что и «Г. Седову» уготована похожая участь. Так оно и оказалось, ледокольный пароход повторил маршрут «Фрама», причем линия его дрейфа прошла несколько севернее.
Однако между экспедициями на «Фраме» и «Г. Седове» имелись принципиальные различия. Норвежцы пошли на ледовый дрейф и все связанные с ним испытания совершенно добровольно, они рассчитывали «проехать» вместе со льдами через Центральный Арктический бассейн, да еще при случае побывать в точке Северного полюса, что было бы сенсацией для того времени (судно, правда, прошло южнее). Седовцы же остались во льдах в силу неумолимых обстоятельств, и готовиться к тяготам многомесячного или даже многолетнего плена пришлось «на ходу». И, что, наверное, самое существенное, «Фрам» и «Г. Седов» по своим чисто конструктивным особенностям резко отличались друг от друга. Норвежское судно было построено с расчетом на длительное пребывание среди могучих ледяных полей, его корпус имел яйцевидную форму и не боялся даже самых страшных сжатий — льды выдавливали его наверх, не причиняя судну никакого вреда. Наш же пароход имел прямые борта, и этой его незащищенностью не преминули вскоре «воспользоваться» мощные льды Центральной Арктики. |
|
|
|