|
Атомный лихтеровоз Севморпуть |
|
Мало иметь одни только ледоколы, пусть даже совершенно фантастический силы —нужны суда, которые в одиночку либо в караване идут следом за ледоколом, по каналу, пробитому им во льдах. Долгое время таких судов в Арктике не было, но теперь они есть — мощные, с крепким корпусом, способным выдерживать нешуточные сжатия льдов и удары отдельных льдин, маневренные, с огромной грузоподъемностью. Такие гиганты, как «Норильск», «Мончегорск», «Тикси», «Архангельск», уже работающие на Северном морском пути, являются как бы сами по себе (и сами для себя) ледоколами: они в состоянии двигаться во льдах толщиною в целый метр и при этом, в отличие от «нормального» ледокола, чья задача— ломать лед, а не заниматься грузоперевозками, каждый из них доставляет в пункты назначения до двадцати тысяч тонн грузов за один рейс!
А совсем недавно в Арктике появился первый в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». На его борту располагаются семьдесят четыре лихтера, а проще сказать баржи, заполненные контейнерами с грузами, в каждом лихтере — по четыреста пятьдесят тонн. Пробившись сквозь льды (лихтеровоз тоже может один на один сражаться с метровыми ледяными полями), «Севморпуть» подходит максимально близко к берегу, и его краны начинают доставать из трюмов баржи, которые с помощью местных буксиров причаливаются к пункту назначения и там мгновенно разгружаются.
Было бы грешно, обладая подобной техникой, не попытаться резко раздвинуть рамки арктических навигаций, чтобы в перспективе сделать плавания по Северному морскому пути круглогодовыми. С 1970 года начались зимние рейсы из Мурманска на Енисей, в порт Дудинку, куда доставляется по железной дороге из Норильска продукция горно-металлургического комбината. Под проводкой ледоколов грузовые суда стали приходить в Дудинку и в октябре, и в ноябре, и даже в самый разгар полярной ночи, в январе — феврале! |
|
|
|