|
Рождение ледовой разведки |
|
Ледовая разведка родилась в середине двадцатых годов одновременно с самой полярной авиацией и вместе с нею прошла многотрудный и героический путь. Первые полеты надо льдами на хрупких одномоторных машинах, проводки первых караванов сквозь льды. Незабываемые спасательные рейсы, отважные рейды па невооруженных самолетах-разведчиках в годы войны. Л в Белом, Баренцевом, Карском морях пиратствовал враг, и воздушные наблюдатели-гидрологи, сотрудники Арктического института, погибали вместе с летчиками, как погиб в августе 1942 года с экипажем полярного пилота И. Д. Черепкова талантливый ледовый разведчик Иван Гаврилович Овчинников.
Чем занимается в разведывательном полете гидролог или, если быть точным, два (а то и целая группа) специалиста-гидролога, ибо в одиночку с этими наблюдениями не справишься? Один прильнул к иллюминатору в пилотской кабине, другой расположился в салоне за раскладным столиком, на котором разложены карты, карандаши, фломастеры, лекало, штурманская линейка и масса других «канцпринадлежностей». Все надежно закреплено, приторочено, стянуто резинками, остро заточены карандаши всевозможных расцветок. Машину же трясет и качает, каждые несколько минут она делает резкие развороты — самолет пересекает лежащую внизу акваторию моря галсами, то есть ломаными, под разными углами расходящимися линиями. Каждый участок обследуется с двойным, с тройным перекрытием, чтобы пи одно ледяное поле, ни одна гряда торосов, ни единая полынья или разводье во льдах не остались незамеченными. Гидрологи зорко фиксируют все, что проносится под крылом самолета, и тут же вычерчивают на карте удивительно аккуратные, будто в типографии напечатанные, замысловатые кривые, ровные прямые линии, кружки, квадратики, ромбики и потом приступают к раскраске этой причудливой картинки. |
|
|
|