|
Она пришла на помощь ледовой разведке сравнительно недавно и теперь «наращивает темпы», доходя прямо-таки до космических высот. В былые времена работа воздушных гидрологов была стиснута рамками обычных человеческих возможностей самого наблюдателя: он мог зафиксировать лишь то, что видел собственными глазами через самолетный иллюминатор. Понятно, ночь, туман, метель, облака — все это срывало тогдашнюю разведку. Суда подолгу простаивали во льдах, моряки поругивали ни в чем не повинную авиацию А навигации по Северному морскому пути продолжались уже по четыре, шесть, восемь месяцев в году, захватывая па отдельных участках самый суровый и долгий в Арктике сезон — зиму с ее полярной ночью.
В результате совместных усилий авиаторов и конструкторов появился на свет «Торос», сложная радиолокационная установка, способная «видеть» льды во тьме, в тумане, сквозь облака и через стену бушующей метели! «Торос» устанавливают на самолете Ан-24, летящем на высоте пяти-шести тысяч метров, что позволяет прибору охватывать пространство в сотню километров.
Затем удалось создать установку, получившую наименование «Лед». С высоты двухсот — трехсот метров, в любых метеоусловиях, при различных ионосферных помехах и жестокой тряске самолетика-трудяги Ан-2, аппаратура «Лед» уверенно посылает и принимает короткие радиоимпульсы, а на табло вспыхивают цифры толщины льда в той самой точке, над которой в этот миг находится машина. Родился даже новый термин: «аэроледомерная съемка», и без такой съемки ныне уже не обходится ни одна арктическая навигация. |
|
|
|