|
Главное управление Северного морского пути |
|
До 1917 года на карте России значились лишь семь полярных станций, причем на всем гигантском пространстве между островом Диксон и мысом Дежнева не было ни одной зимовки, кроме станций «Диксон» и «Мыс Дежнева»! Только в конце двадцатых — начале тридцатых годов строительство зимовок стало непреложным законом Арктики. Уже к 1931 году к списку полярных станций прибавились десять новых, в том числе на самых труднодоступных островах и архипелагах: на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Северной Земле, Новосибирских островах, на острове Врангеля.
В 1932 году возникло Главное управление Северного морского пути, и тогда же, ровно пятьдесят лет спустя после Первого МПГ, начался Второй Международный полярный год. Число станций стало бурно расти. К середине тридцатых годов их количество перевалило за полсотни, а сегодня общее их число превышает сто. Некоторые станции со временем прекратили существование по тем или иным причинам, некоторые функционируют как сезонные, лишь в навигационный период, но вот что характерно: даже в годы Великой Отечественной войны было построено около десятка новых зимовок — настолько они важны и необходимы!
Суть работы полярной станции составляют гидрометеорологические наблюдения и радиосвязь. Зимовки иногда так и называют: радиометеорологические станции . Что касается радио, тут все просто — без него немыслимо жить и работать ни на Большой земле, ни на Новой Земле, ни во всей остальной Арктике. По радио передают с полярной станции на материк всевозможную информацию, дают пеленг морским и воздушным судам, вызывают помощь в минуту опасности. Полярные радисты отстукивают азбукой Морзе сведения о погоде и состоянии льдов — те самые сведения, которые добывают в повседневной борьбе со стихией их коллеги по зимовке, полярные метеоролога и гидрологи. |
|
|
|