|
Первый в истории полюсный дрейф |
|
Имена самых первых, пананинцев, знал в конце тридцатых годов весь мир, как сегодня знают фамилии первопроходцев космоса. Помимо всевозможных лишений и риска, ту четверку подстерегало еще одно испытание: неизвестность, невозможность предвидеть грозные подвижки ледяных полей, их разломы и торошения, непредсказуемость того, куда и с какой скоростью понесет уменьшающийся па глазах ледяной осколок (а также когда именно удастся людям возвратиться на твердую землю ).
Триумфально завершился первый в истории полюсный дрейф, готовился второй. В 1939 году предполагалось высадить еще одну четверку во главе с уже известным нам Арефом Ивановичем Минеевым на дрейфующие льды Восточной Арктики, однако трудности, возникшие на Северном морском пути, не позволили создать новую станцию во льдах ни в 1939-м, ни в последующие предвоенные годы. А потом началась Великая Отечественная война, и организовать станцию «Северный полюс-2», руководимую Михаилом Михайловичем Сомовым, удалось только весной 1950 года. Триста семьдесят шесть дней дрейфовала она в океане, пережила немало бед, разломов, торошений, пожар и даже летнее наводнение! К тому же о том, что происходило в ту пору на наших крайних северных рубежах, не принято было говорить во всеуслышание. Даже родные и близкие тех, кто надолго отправлялся в Центральную Арктику, вместо эффектного: «Северный полюс-2» вынуждены были ставить на конвертах с письмами номер безликого почтового ящика. Они с честью вышли из всех испытаний, их начальник стал Героем Советского Союза, остальные десять зимовщиков удостоились ордена Ленина. |
|
|
|