|
Эвакуация дрейфующих станций |
|
То, что происходило в Центральной Арктике, хорошо известно жителям Большой земли — об этом позаботились и журналисты, и кинематографисты, и сотрудники радио и телевидения. Сотни миллионов зрителей имеют, например, возможность собственными глазами наблюдать (да еще в красках) и подготовку, и высадку, и работу, и эвакуацию дрейфующих станций «Северный полюс», хотя, конечно, очень многое остается в полном смысле слова за кадром. Даже школьник способен дать сегодня убедительные ответы на большинство вопросов, столь волновавших когда-то первопоселенцев арктических льдов, однако количество самих вопросов все возрастает. Именно потому и продолжают свой дрейф в Ледовитом океане наши полюсные станции.
Их высаживают в заранее облюбованном районе. Деятельность каждой дрейфующей станции рассчитана на один год, а если состояние ледяного поля позволяет продолжать наблюдения, в дрейфующий лагерь прибывает на самолете новая смена зимовщиков и станция остается в строю под прежним порядковым номером. На сегодня эта цифра уже равна тридцати и вот-вот увеличится. Начавшись со скромной папанинской экспедиции (четыре человека, жилая палатка, менее десяти тонн грузов), современные СП превратились в «плавающие» арктические обсерватории с чрезвычайно разветвленной программой исследований. Не редкость станции с персоналом в несколько десятков человек, а вес грузов, доставленных, скажем, на станцию СП-19 в конце шестидесятых годов, достиг ста тонн, и это вовсе не предел.
Особенно бурный «количественный» рост дрейфующих станций начался с выходом на северные воздушные трассы самолетов Ан-12, Ан-26, Ил-18 — мощных грузоподъемных машин, а также сильных ледоколов. Уже не раз высадка осуществлялась прямо с борта судна, атомоходы «Ленин» и «Арктика», ледокол «Владивосток) и другие корабли пробивались во льды Центральной Арктики, доставляя сюда все необходимое для уверенной, спокойной работы зимовщиков. Надо ли говорить, что всего треп, пека назад подобные операции показались бы фантастическими! |
|
|
|