|
Жизнь на дрейфующей льдине |
|
Сама жизнь на дрейфующей льдине по-прежнему трудна и опасна. Достаточно просмотреть дневниковые записи, сделанные во время дрейфа, строки вахтенных журналов, статьи и книги участников полюсных экспедиций — и сколько мы узнаем драматического, пугающего, даже трагического. «К маю площадь льдины уменьшилась в сорок раз» «К концу дрейфа льдина, имевшая около трех километров в поперечнике, убавилась в сто с лишним раз» «Упал в разверзшуюся трещину радист, ему помог выбраться дежурный по лагерю» «При двадцатиградусном морозе и ветре тринадцать метров в секунду аэрологи четырежды пытались выпустить радиозонд, но его всякий раз разбивало о лед» «На взлете машина задела плоскостью за торос и упала на лед, при аварии сильно пострадали члены экипажа».
Считанные станции СП проделали относительно безмятежный, благополучный дрейф, без неоднократных переездов на новое место, без экстренных аварийных эвакуации. «Благополучными» были в основном те станции, которые специально высаживались, на так называемых ледяных островах, возвышающихся над окружающими ледяными полями и почти не подверженных расколам и сжатиям. В истории дрейфующих станций насчитывается немало душераздирающих эпизодов, когда жизнь зимовки и самих зимовщиков висела на полоске. Здесь можно вспомнить хотя бы февральские события 1951 года на СП 2: в кромешной тьме, при свете факелов полуодетые люди спешили выбрать с я из палаток, под которыми змеились черные трещины, а снаружи на лагерь надвигались семиметровые гряды торосов, и каждый вал грозил стать девятым, последним. Пли взять станцию СП-14. В феврале 1966 года она оказалась чуть ли не «вдавлена» в остров Жаннетты (на границе Арктического бассейна и Восточно-Сибирского моря), и лишь героическими усилиями вертолетчиков люди были спасены и эвакуированы из сплошного ледяного крошева. |
|
|
|