|
Поговорим теперь немного о моторных санях бри-тапнен, подвергшихся суровой критике. Да, в той экспедиции они не оправдали возлагавшихся на них надежд, как, впрочем, и автомобиль, испытанный в Антарктике незадолго до того Шеклтоном. Но вот что очень показательно. Примерно через полвека именно английские вездеходы, сконструированные по аналогичному принципу, впервые в истории санно-тракторных экспедиций достигли Южного полюса. И это весьма символично, ибо люди, подобные Шеклтону и Скотту, во многом опережают эпоху. Терпя неудачи или даже гибельные катастрофы, они прокладывают дорогу тем, кто идет им на смену.
Что касается погоды и непогоды, то даже в наши дни атмосферная стихия, как и все прочие стихии, не подлежит еще надежному прогнозированию. Обработка метеорологических данных, зарегистрированных отрядом Скотта, подтвердила исключительную, редчайшую неблагоприятность той обстановки, в какой оказалась полюсная партия англичан. Норвежцы на своем пути не встретили ни таких страшных холодов, ни столь убийственных затяжных метелей (справедливости ради следует сказать, что отряд Амундсена двигался в более сжатые сроки, когда еще стояло антарктическое лето, и здесь можно лишь снова и снова воздать должное заслугам организатора и главного штурмана экспедиции). Следовательно, рассуждая о погоде, нельзя сбрасывать со счетов и элемент заурядного везения-невезения. Если же кто-нибудь возразит: «Везет всегда сильному!», то на это имеется контрдовод: «А разве Скотт слабый?!».
Едва вести о гибели пятерых англичан дошли до обитаемого мира (а на это ушел не один месяц), история состязания двух экспедиций получила широкий и громкий резонанс. О той роли, какую, возможно, сыграл в судьбе Скотта и его друзей «рискованный шаг» Амундсена, заговорили сразу же после того, как узнали о трагедии в Антарктиде. Не случись ее, вряд ли, хоть кто-либо решился бы во весь голос упрекать норвежца в нечестной игре. Ведь полюс достигнут и теми и другими, не так ли? И все, слава богу, целы? Ну и прекрасно, ведь должен кто-то быть вторым! |
|
|
|